Младший Футарк –руны для написания древнескандинавского языка

Руны

После 700 года н. э., в Скандинавии, Старший Футарк был сведен к младшему Футарку (или младшему Футарку), используемому для написания древнескандинавского языка, языка эпохи викингов. Восемь из первоначальных 24 символов были отброшены, а многие другие были упрощены или изменены в форме, а также в целом появилось больше разнообразия. Жизненно важно, что он является носителем наших единственных письменных (скандинавских) источников эпохи викингов. Руны, что были за несколько ᚷ, ᚹ, ᛇ, ᛈ, ᛖ, ᛜ, ᛟ, и ᛞ — транслитерируется как as g, w, ï/æ, p, e, ŋ, и d.
Эттиры, или рунические группы, известные от Старшего Футарка, остались на месте, став теперь группами по шесть, шесть и четыре соответственно. В более молодом Футарке руны имели более одного возможного звука, связанного с ними, в частности, больше не делая ясным в письменной форме различие между звонкими и беззвучными согласными, такими как k и g, которые оба были написаны с руной . Гласные тоже теперь делились, их значение должно было быть извлечено из контекста, в котором они были найдены. Потому руническая письменность довольно трудна для чтения (по крайней мере, для нас сегодня).

Похоже, что этот новый рунический сценарий был принят молниеносно, благодаря усилиям людей под влиянием изменений в языке или звуках. Майкл Барнс рассказывает нам, как:

«…к началу восьмого века все, или практически все, резчики рун использовали одни и те же шестнадцать рун – замечательный пример единства при очевидном отсутствии центральной власти, способной его поддерживать. Но на этом единство и закончилось. Когда дело дошло до реализации многих из шестнадцати рун, возобладала гораздо более открытая политика. Некоторые резчики экспериментировали с рунической формой, упрощая многие символы. Другие сопротивлялись переменам или не осознавали их. Развивались разные традиции».

В Дании, например, предпочтение отдавалось руническому письму с «длинной ветвью», тогда как Норвегия и Швеция придерживались «короткой ветви», а в районе Хельсингланда в Швеции даже был разработан набор рун-hälsinge/staveless runes-без ставов (за исключением i – руны) при максимальном упрощении. Рунный ряд, приведенный ниже для младшего Футарка, представляет собой композицию, показывающую наиболее распространенные формы по всей доске. Ряд начинается с руны, затем ее транслитерации, ее (древнескандинавского) имени и значения этого имени:

Меч с рунической вязью

f/v fé «богатство»
u/w, y, o, ø úr «искра железа от наковальни» / » дождь (гроза)”
ᚦ ᚦ, ð (‘th ‘ )ursurs (‘thurs’) «гигант»
o, æ áss/óss » Аз » / » Лиман”
r reið «поездка» /(«транспортное средство”)
k, g kaun “язва” / » фурункул”
h hagall «привет”
n nauðr «потребность» / «угроза» / » чрезвычайная ситуация”
ᛁ I, e ISA/ISS » лед”
a, æ ár «год», обычно» хороший год » / » хороший урожай”
s sól » солнце”
t, d Týr “Týr » (Бог), также используется для любого бога
b, p björk/bjarkan/bjarken » Береза”
m maðr «человек» / » персона”
l lögr “озеро » или небольшой водоем или вода
r yr “тис”, тисовое дерево или, может быть, » вяз”.

Более молодая письменность младшего Футарка распространяется в Скандинавии эпохи викингов после 700 года н. э., с рунами, найденными на чрезвычайно украшенных рунических камнях, больших и маленьких, которые усеивают ландшафт. Эти камни помогли расшить знания о рунах. Ведь число обнаруженных скандинавских рунических надписей в общей сложности составляло до 3000 в этот период. Однако, надписей старшего Футарка найдено всего лишь в количестве 400. Все эти надписи вместе взятые рассказывают нам о собственности или наследстве, политике (борьбе за власть, набегах и завоеваниях или крупных вторжениях), религии (включая христианство и его распространение), путешествиях (внутри страны, но также и за границей), литературе и мифах.
Рунные камни, в частности, обычно служат для увековечения памяти и прославления умерших, и в основном руническая надпись выглядит так: “X (и Y) подняли этот камень в память о Z, их родственнике”. При этом иногда добавляется некролог, молитва или подпись. Встречается надпись об профессии умершего, например, что он был хорошим воином, фермером или мужем, или указывая статус. Хорошим примером может служить надпись Helland 3 из Рогаланда в юго-западной Норвегии, предварительно датированная началом 11 века н. э., которая расшифровывается как:

Рунический камень

ururmurrr:risti:stin :ããnã / aft :rrunt:sunsin
Он поднял этот камень в честь своего сына Рондра (Барнс, 71).

Однако расшифровка рунических камней не была простой, так как слова не всегда были разделены (точками или двойными точками между буквами.
Рунические камни эпохи викингов и их фрагменты неравномерно распространены по всей Скандинавии. Они появляются вокруг населенных частей Норвегии (около 60 из них); на северо-востоке Ютландии в Дании, а также на Борнхольме и в Южном Сконе (около 220); и в Швеции (около 2600 камней), главным образом сосредоточенных в провинциях вокруг озера Меларен, с Остергетландом, Вестергетландом, Смоландом, Эландом и Готландом, также насчитывающими около 100 камней. За пределами Скандинавии можно найти около 50 рунических камней (включая фрагменты). Датировка рунных камней может быть сложной, особенно если она основана только на языке, но метод, использующий типы орнаментации, разработанный в 2003 году Анной-Софией Грэслунд, преодолевает все трудности в интерпретации.

Рунический камень Футарк

Камни также поднимают вопрос грамотности. Как объясняет Майкл Барнс,

«… мы понятия не имеем, сколько скандинавов эпохи викингов были грамотны в рунах, но, должно быть, была группа людей, которая придавала смысл памятным надписям, вырезанным на камне и установленным в общественных местах».

Некоторые из них надписей подписаны их резчиками (для которых это, должно быть, был особый навык). Три самых известных и наиболее засвидетельствованных из них, которые мы знаем сегодня,-это Асмунд, Фот и Эпир. Резчиками были в основном мужчины, и камни в основном были ориентированы на мужчин.
Так, Анна-Софи Грэслунд объясняет ,что:

«более пристальный взгляд на весь материал надписей из Уппланда показывает, что женщины довольно часто упоминаются в текстах либо как собиратели, либо как те, кого поминают, либо в одиночку, либо вместе с мужчинами» (Викинги. The North Atlantic Saga, 68).

Оцените статью
Oracleservices.ru - все гадания онлайн
Добавить комментарий